
Всем известно, что Всевышний обещал сберечь от искажений Свое Слово Священный Коран, и мы являемся свидетелями правдивости этого обещания. В то же время известно, что такого обещания по обереганию Сунны Пророка (с.) не было. При жизни Пророка (с.) долгое время существовал запрет на фиксацию хадисов для предотвращения путаницы их с аятами Корана. После его (с.) смерти многие искренние сахабы, боясь ответственности за возможные искажения хадисов, уничтожили свои собрания хадисов, в частности, Абу Бакр (р.). Существует проблема непреднамеренной ошибки, искреннего заблуждения, искажения слов Пророка (с.), сделанного непреднамеренно. Это, тем более, может исходить и из большой разницы культурно-образовательного уровня сахабов; большая их часть были обычными бедуинами пустынь, говорящими на отличных от
В обстановке оголтелой атаки на наш ханафитский мазхаб нельзя не обсудить неизбежно возникающую проблему соотношение мазхаба и шести канонических сборников хадисов. Действительно, ранее не было нужды обсуждать этот вопрос, так как никто до этого не ставил так серьезно само существование мазхабов под сомнение. Ведь в Исламе прежних веков были одинаково канонически признанными и четыре мазхаба, и шесть сборников, их равновеликое существование снимало сам вопрос об их сравнительном изучении. Сегодня же, когда идет искусственная критика ханафитского мазхаба, отрицание его необходимости вообще, в т. ч. наблюдаются непрерывные нападки на самих имамов мазхабов, в этих условиях только и актуализируется задача обсуждения места 6 сборников в шариате, соотношения их с мазхабом. Нужно откровенно рассмотреть некоторых вопросы, которые критики мазхаба избегают. Например, где находится пречистая Сунна Пророка (с.)? Вся ли Сунна сосредоточена в 6 сборниках? Многие вопросы были очевидны по умолчанию, так как не было необходимости их обсуждать. Но сейчас, когда сама мусульманская ученость весьма ослаблена и молодежь без посторонней помощи не в состоянии разобраться, ситуация вынуждает обсуждать вслух некоторые вещи, которые очевидны были всегда по умолчанию. И сунниты и шииты уверены в достоверности своих сборников хадисов. Однако вполне уместен вопрос о степени и границах, насколько они достоверны? Так же ли они достоверны, как аяты? Если нет, то насколько они различаются в уровне соответствия словам Пророка (с.)? Как это отражается при использовании их в теории исламията и усулутдина? Каков удельный вес хадисов из сборников в архитектуре научного Ислама, в архитектуре шариата? Эти вопросы уместно задать для того, чтобы не стать жертвой атакующих в последнее время классический Ислам со всех сторон сектантских проявлений, будь они из шиитского, ваххабитского, реформаторского батальонов «лукавого» воинства.
Соотношение мазхабов и шести сборников хадисов |Ислам
Комментариев нет:
Отправить комментарий